Источник: Компания Дата: 05.11.2007 Категория: Упоминания
Другие категории: Риэлторы (14) Упоминания (28) Упоминания негативного характера (6)
Карта СМИ: О источнике | Броуновское движение цен на московские квартиры
Прошедший год на столичном рынке недвижимости оказался небогат на события. Цена квадратного метра в Москве стояла на месте, ряды покупателей и продавцов поредели. Эксперты заговорили о затишье перед бурей. Вице-президент Российской гильдии риэлторов и вице-президент Альфа-банка Константин Апрелев ответил на вопросы посетителей сайта www. ko. ru и рассказал о масштабах предстоящего кризиса.
Ипотечный кризис в США и последовавший за ним кризис ликвидности в мировой банковской системе превратились в красную тряпку для аналитиков российского рынка недвижимости. Предвестниками возможного краха специалисты называют отказ нескольких банков выдавать кредиты на покупку жилья. Другие эксперты заявляют о полной автономии российского рынка от мировых проблем. Волнение участников рынка неслучайно: подавляющее большинство крупных строительных проектов в России, как и во всем мире, реализуется на заемные банковские деньги. На этом фоне цены на российскую недвижимость продолжают стагнировать, а девелоперские компании обещают "переключить" потенциальных покупателей квартир с ипотеки на собственные программы рассрочки платежей. Однако, по мнению Константина Апрелева, возможный кризис объясняется не волнениями на мировых рынках, а устройством российской экономики, в которой банки не обеспечивают кредиты, отношения между государством и застройщиками никак не урегулированы, а потенциальным покупателям некому предъявить претензии.
ЧИТАТЕЛЬ: Каким образом на рынок недвижимости влияет глобальный банковский кризис?
- Скорее, это касается коммерческой недвижимости, цена которой связана с ростом стоимости заемных денег на Западе. Но и с этой стороны нашему рынку ничто не грозит. Даже если заемные средства станут дороже, все равно рентабельность бизнеса в России покроет эти дополнительные затраты.
Компаниям, работающим здесь и соответствующим западным стандартам, получить заемные средства несложно. Основная угроза не в этом, а в кризисе потребительского кредитования в России, невысокой надежности ипотечных кредитных портфелей и уязвимости используемых форматов привлечения и размещения денежных средств банками в ипотечном кредитовании. На нашем рынке ипотеки, несомненно, будут кризисные явления, пусть и не такого масштаба, как в Америке и Казахстане.
БЕКЕТАЕВ: Что ждет казахстанский рынок?
- В Казахстане большинство кредитных организаций имеют разрыв в схемах и условиях привлечения денег и их размещения. Когда одновременно растет стоимость заемных средств и снижается доверие к национальной валюте, то падает ликвидность банков. При этом ипотечное кредитование в объеме покупок на казахстанском рынке недвижимости занимает очень значительную часть. В некоторых городах общая доля ипотечных сделок достигает 60 %. Можно рассуждать теоретически, что происходит дальше. Если банки начинают обращать взыскание на квартиры, то на рынке появляется огромное предложение, которое "толкает" цены вниз. Скорее всего, люди перестают выплачивать по кредитам, если понимают, что цены на недвижимость стремительно падают. Например, заемщик взял кредит на 100 % стоимости квартиры. Зачем ему платить эти деньги, если сегодня квартира стоит на 40 % дешевле? Это та грань, которая позволяет покупателю принимать кардинальное решение. Если кризис в Казахстане обвалит цены на жилье, то проблемы будут очень масштабными.
"К°": Грозит ли нечто подобное российскому рынку?
- У нас около 90 % сделок обеспечено не ипотечными, а реальными деньгами, поэтому нам кризис снижения цен не грозит. При этом российские банки очень увлеклись предоставлением кредитов на полную стоимость квартир. Например, банки высокой категории надежности заявляют о своей готовности выдавать кредиты на 100 % от стоимости квартиры, а затем размещают эмиссию ипотечных ценных бумаг на Западе. Такое положение дел может резко снизить интерес к ипотечным ценным бумагам на западных рынках. В экономически развитых странах стандарты ипотечного кредитования не позволяют банкам высокой категории надежности предоставлять кредиты на сумму, превышающую 70 % от стоимости жилья. Кризис ипотеки в Америке связан как раз с уязвимостью финансовых организаций, покупающих кредитные продукты банков второго эшелона, финансирующих дополнительно до 20 % от стоимости приобретаемого жилья. В России уже начали ужесточаться требования к оценке платежеспособности заемщика, а также наблюдается рост ставок. Не исключаю, что могут быть приняты законодательные ограничения по доле кредитного покрытия в стоимости приобретаемого жилья. Это приведет к сокращению количества выдаваемых кредитов, а следовательно, платежеспособного спроса.
ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА: Аналитики и участники рынка так и не могут однозначно ответить на вопрос, падают или растут цены на жилье в Москве. Почему так происходит и кому верить?
- Действительно, каждый аналитик считает рыночную стоимость по-своему. Кто-то отбрасывает самые дорогие и самые дешевые квартиры, другие считают, что элитную недвижимость нельзя включать в статистическую базу. Кто-то из аналитиков не "вычищает" повторяющиеся в базах данных квартиры. В любом случае эти данные интересны только с точки зрения их динамического изменения, а не средних показателей по рынку на конкретный момент. Поэтому заявления о том, что у одних квадратный метр в среднем стоит $5000, а у других - $4000, не имеют практического смысла для потребителя. Чтобы как-то изменить сложившуюся ситуацию, мое агентство еще в 2000 году предложило перейти на использование иной методики, которая применяется аналитиками Америки и Европы. Она позволяет избежать большинства погрешностей при подсчетах.
"К°": Почему этой осенью не произошло обычного повышения спроса на жилье?
- Всплеска цен не было, так же как и падения. В настоящий момент происходит небольшой рост цен предложения, однако поскольку спрос ограничен, это повышение стоимости "съедается" возможностью торга и многочисленными дисконтами. Кроме того, так как квартиры оцениваются в Москве в долларовом эквиваленте, цифры растут, а реальная стоимость снижается. Если пересчитать текущую стоимость по отношению к инвестиционной -учесть инфляцию и снижение стоимости доллара к рублю, - то окажется, что за последние 12 месяцев квартиры подешевели на 15 %. С другой стороны, покупатели столкнулись с недостатком качественных квартир. Как только появляется интересный объект, не обремененный необходимостью подбора альтернативных предложений, он моментально уходит с рынка. Мой прогноз на осенний период был таким: на дешевое жилье цены продолжат снижаться до восстановления покупательной способности среднего класса. Цены на качественные квартиры сохранят тенденцию к увеличению. В целом, ситуация по рынку пока плохо прогнозируется. Если будет банковский кризис, то цены продолжат падать. Сегодня действия президента и правительства направлены на снижение объемов резервирования, что вроде бы позволяет банкам вздохнуть спокойно, но, с другой стороны, такие меры не решают проблемы, а лишь дают отсрочку банковской системе.
ЕЛЕНА: Почему риэлторы за свои услуги берут 100 % стоимости арендной платы?Может ли государство как-то вмешаться в этот процесс?
- Во-первых, нет четкой установки, что риэлтор должен получить 100 % от величины месячной арендной платы за квартиру. Этот показатель зависит от того, какой набор услуг он предоставит клиенту, от сервиса и гарантий. Любой арендатор имеет право обсуждать стоимость оказываемых услуг с брокером по недвижимости. Если вы снимаете очень дорогую квартиру, то тем более не должны платить злополучные 100 %. Во-вторых, комиссионные поступают двум риэлторам - представителю арендатора и арендодателя. С моей точки зрения, в эту область государство не может вмешиваться, потому что услуги агентов по недвижимости не являются вмененными, то есть в законе не написано, что любой человек обязан обратиться в агентство недвижимости, если он хочет арендовать квартиру. Это рынок услуг, и он не подвержен тарифному регулированию. В одной компании, действительно, стоимость услуг составляет 100 %, и в ней предоставляется качественный сервис, в другой - 300 рублей, но при этом никаких гарантий клиенту не дают, кроме телефона сдающейся квартиры. С другой стороны, есть западные стандарты, по которым арендодатель выплачивает агенту 6 % ежемесячной ставки аренды квартиры. Перспектива нашего рынка, возможно, будет такой, но для этого нужно совершенствовать качество договорной базы. Пока участники соглашений об аренде не всегда заинтересованы в раскрытии информации. Поэтому можно лишь посоветовать просто более тщательно оговаривать набор услуг и их качество, а также регулировать риски расторжения договора, повышая свою лояльность к контрагенту в договоре.
АНЖЕЛА: Покупая квартиру, никогда нельзя быть уверенным, что перед твоими окнами через год не развернется гигантская стройка. О каких гарантиях можно говорить в такой ситуации?
- Этот вопрос нужно задать риэлтору, который сопровождает покупку квартир в новостройке. Сейчас многие считают, что не нужно обращаться ни к каким посредникам, а можно сразу идти к застройщикам. Это неверный путь, потому что застройщик защищает только свои интересы, и очень часто возникает конфликт между застройщиком и его клиентами. Риэлтор, которого вы нанимаете для совершения покупки, обязан выступать на стороне клиента. На сегодняшний день застройщики могут не раскрывать покупателям квартир всю информацию о проекте, часто они просто не хотят учитывать интересы потребителя. Более того, они навязывают непрозрачные схемы внесения средств. Если посмотреть на международный опыт, то в Японии в начале 1990-х годов власти запретили застройщикам публиковать информацию о своих объектах, если она не соответствует действительности. Видовые характеристики квартиры - это не единственная проблема. При возведении поселков часто застройщики обещают построить всю необходимую инфраструктуру: школу, бассейн, детский сад, магазин, в итоге по окончании проекта ничего подобного нет, а на этих местах построены коттеджи. Здесь можно говорить о действии закона о защите прав потребителей. Однако не стоит забывать, что сегодня права застройщика также не защищены - все рычаги воздействия находятся у местной власти, которая предоставляет земельный участок и сопровождает его многочисленными обременениями. Поэтому строительство продолжает оставаться самым высокорискованным бизнесом и одним из самых нерыночных секторов нашей экономики.
ИВАН БРИЗОВ: В связи с "серыми" схемами как вы оцениваете ситуацию вокруг компании МИАН, которую обвиняют в незаконном уходе от налогообложения?
- В принципе, рынок недвижимости непрозрачен по разным причинам. С одной стороны, из-за желания инвесторов оптимизировать свои потери. Но с другой стороны, инвесторы несут большой объем дополнительных расходов, которые они не могут публично показать. Потому компании пытаются спрятать часть таких расходов. Для небольшой фирмы это возможно, но когда это заметный игрок рынка с большими оборотами, то возникают проблемы. В любом случае, рынок недвижимости рано или поздно перейдет в нормальное налоговое поле, но для этого надо многое изменить в процедурах предоставления земельных участков и согласования процесса их застройки.
МИЛЕНА СБРУЙКИНА: Сейчас активно застраивается центр Москвы, который в результате теряет свое лицо. Как с этим бороться?
- В экономически развитых странах таким инструментом является законодательство о функциональном зонировании территорий городов с точки зрения плотности, высотности застройки и функционального назначения строящихся объектов. Если кто-то пытается изменить нормы для каждой территории, то такие предложения обязательно проходят общественные слушания с участием населения, чьи интересы могут пострадать от подобных изменений. Только после общественного обсуждения что-то может измениться в законе. У нас такой законодательной базы пока нет. Вместо того чтобы прописать в законе нормы и ограничения, законодатель делегирует исполнительной власти все инструменты градостроительного регулирования. В этой ситуации нарушения прав жителей избежать трудно. В результате застройщик отдельно покупает участок, а затем уже договаривается с властью, увеличивая высотность. Нужно, чтобы изначально цена на землю определялась, исходя из тех ограничений, которые на застройщика налагаются. Другое дело, что точечная застройка в пределах уже сформированных жилых кварталов в принципе является нарушением прав проживающих там граждан.В рамках сложившегося квартала город не имеет права предоставлять площадки под застройку.
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ: Как вы относитесь к планам крупных корпораций строить новые города?
- С моей точки зрения, экономика не позволяет во многих случаях реализовывать столь крупномасштабные проекты в обозначаемые сроки. В эпоху бума на рынках недвижимости Японии и США многие девелоперы имели аналогичные намерения. Например, тот же Дональд Трамп хотел построить возле Нью-Йорка новый город, но все эти планы не были реализованы. Пока с приобретенным инвестором земельным активом возможны спекуляции, этот участок имеет большую ценность, но как только возможность спекуляций пропадает, нужно вкладывать огромные средства в развитие территории, чтобы она обеспечила возврат инвестиций и принесла прибыль. Потому планы по застройке новых городов как минимум растянутся на очень долгий срок. И если можно будет "поднять" такие проекты, то только с привлечением соинвесторов и продажей подготовленных участков к застройке в розницу. Однако в любом случае сами корпорации вряд ли будут осваивать эти участки. Скорее всего, произойдет функциональное зонирование территорий, которые впоследствии будут проданы более мелким застройщикам. В принципе, во всем мире строительная деятельность относится к высокорисковому бизнесу, а девелопмент крупных территорий - это еще более рискованное предприятие, потому что в России сегодня почти нет специалистов, которые могли бы системно и эффективно планировать развитие территорий. И я боюсь, что даже в таких масштабных проектах не все нюансы просчитаны и учтены. До сих пор мы не видим практически ни одного поселка, где застройщик выполнил бы все свои намерения. В итоге в новых городах мы можем столкнуться с проблемами новостроек 1970 - 1980-х годов, когда только через несколько лет после сдачи жилого дома рядом с ним появлялась социальная инфраструктура.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ: Как вы относитесь к идее введения единого налога на недвижимость?
- Я считаю, что ввести этот налог можно без напряжения со стороны населения, сделав его социально дифференцированным, то есть вывести из-под налоговой базы норму жилья - 18 кв. м на человека. С моей точки зрения, это было бы логично. Такая система позволила бы защитить людей, обеспеченных жильем по социальной норме, но в то же время обеспечить наполнение бюджетов муниципальных образований и создать стратегическую мотивацию их руководства. Чем больше они будут вкладываться в инфраструктуру, чем больше будут привлекать инвесторов в создание недвижимости, тем дороже будет недвижимость, тем больше они получат налогов в бюджет.
"К°": Но в итоге могут пострадать малоимущие квартиранты?
- Это местный налог, поэтому муниципальная власть может решить данные проблемы в соответствии с социальной политикой. Должны быть предусмотрены меры, которые позволят чувствовать себя защищенными всем категориям граждан. Единственное, что должен сделать федеральный центр, это ограничить максимальную ставку налога, выше которой местные власти не смогут ее поднять.
ГЕРМАН АБАЕВ: Создадут ли конкуренцию российским девелоперам компании из Китая?
- Все зависит от того, о какой степени участия мы говорим. Как строительная и подрядная сила китайцы очень эффективны. Например, в Саратове все ремонтные и строительные работы граждане предпочитают доверять специалистам из Китая. Однако как инвестор ни одна китайская компания нашим структурам конкуренции не составит. Слишком непрозрачен отечественный рынок земли. Если мы хотим создавать доступный рынок жилья, надо, чтобы он был прозрачен, в том числе и для крупных китайских компаний-застройщиков - с целью развития конкуренции в этом секторе рынка.
МАРТИРОС МАРТИРОСЯН: Каким образом можно заработать на квартиру в Москве?
- Первый и самый распространенный инструмент - это постепенно увеличивать свою жилую площадь: вначале купить комнату в Подмосковье, дальше довести ее до однокомнатной квартиры, потом поменять на комнату в Москве. Следующий шаг - это уже увеличение площади жилья в Москве. Это самый консервативный и эффективный инструмент. Есть альтернативные инструменты, например, ипотека. Но надо понимать, что если два года назад ипотека была колоссально выгодна: вы выплачиваете 15 % годовых, а рост цен составляет минимум 25 %, то теперь ипотека подходит лишь тем, кто по-другому никак жилье купить не может. Есть еще такие способы, как практический обмен. Большинству людей вообще своя квартира не нужна, им достаточно ее арендовать и платить 4 % годовых, покупка квартиры - это шаг в средний класс, потому что платить уже придется 10 % годовых. Но за эти деньги вы получите новое качество жизни.
ИВАН: Когда вы последний раз покупали жилье для себя или своих родственников?
- Последний раз я покупал жилье для своих родителей, когда перевозил их в Москву в 1998 году. Это была двухкомнатная квартира в Измайлово, которая обошлась мне в $45 000. Сейчас мы планируем улучшить жилищные условия теще.
АННА: В последнее время некоторые агентства недвижимости открывают компании по продаже дорогих квартир под новым "элитным" брендом. Чем это объясняется?
- Риэлторские компании начинают понимать, что есть пласт людей, готовых платить за более качественную услугу. Конечно, проще создать одно элитное подразделение, чем всех сотрудников научить работать качественно. Это свидетельство слабого менеджмента, который не способен поднять весь бренд целиком. Сохранять такое количество агентов с большим опытом работы очень сложно. Пока агент не проработал на рынке пять лет, он еще не дорос до качественного сегмента. При этом сегодня 70 % сотрудников в крупных компаниях - это новички. Поэтому чтобы получить качественную услугу, можно не обращаться в крупную компанию с раскрученным брендом, нужно просто идти в те компании, где работают специалисты с опытом работы более 7 лет. Тогда ваши экономические интересы будут эффективно защищены, и качество услуг и сервиса вас удовлетворит.
"К°": Каковы ваши личные планы на рынке недвижимости?
- Российская гильдия риэлторов остается моим детищем, которое по-прежнему нуждается в воспитании, это моя вторая семья, которой теперь необходимо перемещение в регионы, где бизнес вырос из коротких штанишек и требует новых профессиональных решений. Кроме того, и мое агентство недвижимости "Савва" нуждается в постоянном внимании и контроле. Сохраняя брокерское направление деятельности, мы активно развиваем консалтинговые услуги в сфере инвестиций в недвижимость и являемся очень эффективными консультантами, по крайней мере, на рынке жилья. Инвестиции - это сфера стратегических интересов. При этом я руковожу сектором инвестиций в недвижимость в Альфа-банке, где веду два крупных девелоперских проекта в области коммерческой недвижимости. Кроме того, мне по-прежнему интересна перспектива развития законодательства в области недвижимости, и я надеюсь продолжить работу в этом направлении.
ЗАЯВЛЕНИЯ АНАЛИТИКОВ ТОМ, ЧТО КВАДРАТНЫЙ МЕТР У ОДНИХ В СРЕДНЕМ СТОИТ $5000, А У ДРУГИХ - $4000, НЕ ИМЕЮТ ПРАКТИЧЕСКОГО СМЫСЛА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ЕСЛИ ПЕРЕСЧИТАТЬ ТЕКУЩУЮ СТОИМОСТЬ ЖИЛЬЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНВЕСТИЦИОННОЙ - УЧЕСТЬ ИНФЛЯЦИЮ И КУРС ДОЛЛАРА, -ТО ОКАЖЕТСЯ, ЧТО ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КВАРТИРЫ ПОДЕШЕВЕЛИ НА 15 %
Текст Алексей Лоссан |